Под термином электропривод стоит понимать сложное электротехническое изделие, которое состоит из механических, электрических и электронных узлов, объединенных в автономную систему.

Устройство электропривода включает в себя двигатель, систему автоматического управления и преобразователь электроэнергии.

Назначение системы – преобразование электроэнергии в механическую силу и передача ее на рабочую часть устройства. Яркий пример – электропривод станка, который предназначен для профильных операций (порезка, шлифовка, сверловка и другие виды обработки материалов).

Классификация электроприводов

Типы электроприводов классифицируются в зависимости от вида и способа передачи энергии на рабочую часть от электродвигателя, а также от способа управления. Выделяют три категории:

  • групповой. В данном случае передача электроэнергии происходит от одного двигателя посредством трансмиссии сразу на несколько рабочих машин. Недостаток конструкции очевиден – громоздкое изделие, потери мощности на промежуточных этапах и низкая энергоэффективность. В настоящее время такой тип электроприводов не используется в промышленных масштабах;

  • индивидуальный (одиночный). Такой тип конструкции предусматривает непосредственную передачу энергии от одного двигателя на один рабочий орган. Упрощенная конструкция позволяет уменьшить потери и достичь высокого КПД. Это основная разновидность электроприводов, которые используются в промышленности и в быту. Наглядный пример – электроприводы для станков широкого профиля или домашняя электродрель;

  • взаимосвязанные. Особенностью конструкции является один рабочий орган, на который передается энергия сразу от нескольких двигателей. В зависимости от типа конструкции и назначения, многодвигательные установки делятся на две категории – совокупный и с общим валом. В первом случае несколько приводов в рамках одного устройства объединены общим техническим назначением.

    В качестве примера – эскалатор, который является единой конструкцией, но имеет три разных привода (механизм подъема, поворота и напора).

    Приводы второй группы обладают одним валом, который приводится в движение несколькими двигателями. К такому решению прибегают когда мощности одного двигателя не хватает для осуществления полноценной функциональности устройства, либо когда есть необходимость в высокоточной регулировки скорости вращения вала.

Управление электроприводом осуществляется тремя способами:

  • вручную;
  • полуавтоматически;
  • автоматически.

В первом случае обязательно присутствие оператора, который непосредственно воздействует на привод, изменяя характеристики рабочего процесса.

Недостатки способа - низкая скорость реакции, «человеческий фактор» и потеря точность. Ввиду особенностей конструкции, приводы с ручным регулированием применяются для однотипных несложных операций.

Второй способ – полуавтоматический. Он также подразумевает участие в рабочем процессе человека, но от ручного метода управления отличается тем, что оператор воздействует не на привод, а на промежуточные автоматизированные механизмы. Особенность – дистанционное управление, высокая точность и быстрота реакции на изменение рабочего процесса.

Автоматизированный электропривод предполагает полное отсутствие человеческого вмешательства в рабочий процесс.

Управление происходит посредством выполнения программ и автоматических команд, благодаря которым достигается полная автономность функционирования.

Характеристики электропривода изменяются в автоматическом режиме в зависимости от заложенной программы.

Автономное управление – гарантия высокой точности, быстрой реакции на изменение рабочих процессов и отсутствие «человеческого фактора».

Эксплуатация и ремонт электроприводов

Эксплуатация электропривода – это мероприятия, направленные на поддержание работоспособности и обеспечение безотказной работы устройства. По статистике время, затраченное на устранение неисправностей привода, приносит убытки из-за простоя оборудования больше, чем стоимость ремонтных работ.

Чтобы уменьшить вероятность выхода из строя, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • установка электропривода выполняется профильными специалистами;

  • система эксплуатируется по назначению;

  • регулярно проводится профилактический и плановый ремонт электроприводов;

  • монтаж электропривода и его ввод в эксплуатацию осуществляется на основе рекомендаций завода изготовителя, придерживаясь номинальных значений напряжения в сети и силы тока.

Указанные критерии – гарантия корректной эксплуатации электропривода и минимизация вероятности выхода из строя его узлов.

Больше об эксплуатации, управлении, ремонте электроприводов можно узнать на ежегодной выставке «Электро».


Читайте другие наши статьи:

Высоковольтные электрические аппараты
Низковольтные электрические аппараты
Комплектные распределительные устройства