Повышение квалификации кадров
«Кадры решают все» - это известное изречение в полной мере соответствует современной действительности. От уровня квалификации персонала напрямую зависит успешная деятельность любого предприятия и его стабильное развитие.
Современные эффективные модели построения бизнеса принципиально не похожи на советские методы, где в основе лежала бюрократия и создавались различные должности, которые не только не помогали в развитии, но и существенно затормаживали этот процесс.
Примеров существует масса, начиная от нерационального использования кадрового состава и заканчивая назначением на руководящие должности неквалифицированных сотрудников.
Организация системы обучения кадров и подготовка профессиональных сотрудников позволяет компании успешно развиваться и гибко реагировать на различные бизнес процессы.
Структура подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров
Вне зависимости от типа организации, ее сферы деятельности и штата сотрудников эксперты выделяют следующие категории персонала:
- управленцы высшего звена. Это может быть владелец предприятия, совет директоров крупной корпорации или топ-менеджеры региональных отделений компании. Они осуществляют первичное руководство всеми бизнес процессами и формируют стратегию развития организации;
- менеджеры среднего звена. Это так называемая вторая линия управляющего состава – начальники отделов, лабораторий, старшие смен – люди, которые имеют в подчинении определенное количество сотрудников, которым они ставят текущие рабочие задачи и следят за их выполнением;
- конторские служащие и инженерно-технический персонал;
- рабочие различных специальностей. Это непосредственные исполнители заданий на местах. Чаще всего такие сотрудники заняты физическим трудом;
- работники инфраструктуры. В зависимости от типа компании это специалисты узкого профиля, которые находятся в непосредственном подчинении управленцев высшего звена и осуществляют социальную деятельность на предприятии (начальник профсоюза, специалисты отдела кадров и так далее). Несмотря на то, что эта группа практически никогда не участвует в непосредственных рабочих процессах, они поддерживают социальные стандарты и корпоративную этику организации.
Правильно организованная структура компании и подготовка кадрового резерва гарантирует стабильную работу и развитие предприятия вне зависимости от сферы ведения бизнеса.
Основные характеристики успешно развивающейся компании
Существует несколько ключевых критериев, которые необходимы современному предприятию для успешного осуществления своей деятельности:
- полный штат сотрудников;
- необходимый уровень квалификации персонала в зависимости от занимаемых должностей и профессии;
- правильная структура компании для эффективного управления персоналом;
- быстрое пополнение штата сотрудников на случай увольнения работающих специалистов. В этом аспекте ключевую роль играет подготовка рабочих кадров, улучшение профессиональных навыков и обучение кадрового резерва;
- непрерывная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Два последних критерия доказывают важнейшую роль обученных специалистов при современном ритме ведения бизнеса.
Важность непрерывного обучения персонала
Обучение кадров – это важный системный и непрерывный процесс, целью которого становится освоение новых технологий и совершенствование профессиональных навыков сотрудника под руководством опытного наставника, тренера или преподавателя.
Почему так важна подготовка и повышение квалификации кадров?
Причин существует много, но наиболее актуальными из них являются следующие:
- появление новых технологий. Специалист, который вовремя освоил новые методики работы, имеет массу преимуществ перед сотрудником, который не применяет более эффективные технологии;
- постоянно меняющаяся модель ведения бизнеса, развитие конкуренции между компаниями. Организация, у которой налажена подготовка управленческих кадров и повышение квалификации всего персонала, быстрее приспосабливается к новым методам ведения бизнеса и выигрывает в конкурентной борьбе;
- подготовка кадров и улучшение профессиональных навыков сотрудников, которые уже работают на фирме, существенно выгоднее по сравнению с процессом набора новых сотрудников. Экономится время на обучение с нуля и переквалификацию, не нужно тратить дополнительные ресурсы.
Грамотный работодатель прекрасно понимает важность обучения и всегда старается проводить различные мероприятия – тренинги, внешние и внутренние семинары, практические и теоретические занятия.
При этом руководитель компании преследует свои цели:
- организация и подготовка управленческого персонала;
- обученные сотрудники могут самостоятельно принимать решения на местах в зависимости от ситуации;
- адаптация сотрудников к различным нововведениям;
- более гибкая и функциональная структура предприятия, сформированная на базе опытных специалистов;
- возможность внедрения новых моделей управления, производства и современных технологий.
Главная цель с точки зрения работодателя – это повышение эффективности работы путем формирования коллектива специалистов.
При этом долгосрочные перспективы постоянного обучения очевидны:
- экономическая составляющая. Обученные сотрудники, которые применяют прогрессивные технологии, работают быстрее, вероятность сбоев в производственных процессах и появление брака существенно снижается, экономятся ресурсы;
- моральный аспект. Психологами доказано, что в дружном сложившемся коллективе сотрудник работает с удовольствием, что положительно влияет на общую атмосферу в организации;
- повышается престиж фирмы. Если компания на рынке длительное время и у нее отсутствует массовая текучесть кадров (кроме естественного увольнения сотрудников на пенсию, в декрет или по болезни), то формируется положительный имидж организации. Получить работу в такой фирме становится престижным, что выгодно руководителю организации и сотрудникам;
- максимально высокий КПД работников.
Сотрудники компании, где правильно реализована подготовка и переподготовка кадров, тоже имеют некоторые преимущества от процесса обучения.
В первую очередь это бесплатное получение новых знаний, что как минимум интересно. Второе – это возможность практического применения полученных навыков непосредственно на рабочем месте, чтобы проверить их эффективность или доказать отсутствие таковой. Третье – это самоорганизация и дисциплина.
Процесс обучения предполагает приобретение опыта в планировании и правильную оперативную реакцию на нестандартные ситуации в рамках работы.
Основные разновидности и способы обучения персонала
Система подготовки кадров состоит из трех основных аспектов – базовое обучение, повышение квалификации и переквалификация.
Подготовка резерва кадров – это первоначальный этап, которым занимаются профильные учреждения (старшая школа со специализированным уклоном, профтехучилища и вузы).
От качества и актуальности полученных знаний и практических навыков зависит уровень начальной подготовки молодого специалиста, который пришел на работу в определенную фирму. Обучение резерва кадров – это фундаментальный процесс, важность которого трудно переоценить.
Повышение квалификации преследует цель усовершенствовать знания и практические навыки специалиста в связи с появлением новых технологий в профильной сфере или исходя из требований к занимаемой должности. Такие мероприятия проводятся в специальных профильных учреждениях (ИПК – институт повышения квалификации), которые созданы на базе организации или являются общегосударственными.
Здесь ключевую роль играет профиль, например, подготовка научных кадров проводится в одних учреждениях, а чтобы подготовить управленца определенного ранга, необходимо пройти совершенно другую программу.
Переквалификация – это мероприятия, направленные на обучение сотрудника основам и нюансам новой профессии. Переподготовка может проводиться непосредственно на предприятии (период стажировки) под руководством наставника (мастер, начальник отдела, более опытный сотрудник).
Что же является предметом обучения?
Первый аспект – это знания, которые помогают сотруднику выполнять свои непосредственные обязанности на рабочем месте. Второе – это специальные умения, без которых сотрудник не сможет выполнять свои непосредственные обязанности. Третий предмет обучения – это навыки, которые помогают эффективно использовать полученные знания на практике.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специализированных компаний позволил разработать три основные концепции обучения персонала:
- специализированное обучение. Суть концепта выражается в подготовке узкопрофильного специалиста, который на профессиональном уровне выполняет ограниченное количество заданий (например системный администратор по локальным сетям);
- многопрофильная концепция. Этот метод является наиболее выгодным для руководителя, ведь он получает специалиста, который может решать задачи разных направлений и уровней. Такой сотрудник является универсальным и всегда может заменить другого работника или совмещать в одной должности несколько направлений (например кладовщик-товаровед-грузчик);
- ориентированность на личность. Такой тип обучения развивает различные человеческие качества. Подготовка руководящих кадров, деятелей науки и педагогов осуществляется с обязательным применением методов личностного образования.
На выставке «Электро» одним из важных разделов является вопрос обучения персонала и подготовки профессиональных сотрудников для профильных отраслей.
В международном мероприятии примут участие ведущие специалисты, производители оборудования, научные деятели из различных стран мира.
Выставка ждет своих посетителей на территории ЦВК «Экспоцентр».
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективностиМероприятия по энергосбережению
Энергосбережение в сельском хозяйстве