Повышение квалификации кадров

«Кадры решают все» - это известное изречение в полной мере соответствует современной действительности. От уровня квалификации персонала напрямую зависит успешная деятельность любого предприятия и его стабильное развитие.

Современные эффективные модели построения бизнеса принципиально не похожи на советские методы, где в основе лежала бюрократия и создавались различные должности, которые не только не помогали в развитии, но и существенно затормаживали этот процесс.

Примеров существует масса, начиная от нерационального использования кадрового состава и заканчивая назначением на руководящие должности неквалифицированных сотрудников.

Организация системы обучения кадров и подготовка профессиональных сотрудников позволяет компании успешно развиваться и гибко реагировать на различные бизнес процессы.

Структура подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров

Вне зависимости от типа организации, ее сферы деятельности и штата сотрудников эксперты выделяют следующие категории персонала:

  • управленцы высшего звена. Это может быть владелец предприятия, совет директоров крупной корпорации или топ-менеджеры региональных отделений компании. Они осуществляют первичное руководство всеми бизнес процессами и формируют стратегию развития организации;

  • менеджеры среднего звена. Это так называемая вторая линия управляющего состава – начальники отделов, лабораторий, старшие смен – люди, которые имеют в подчинении определенное количество сотрудников, которым они ставят текущие рабочие задачи и следят за их выполнением;

  • конторские служащие и инженерно-технический персонал;

  • рабочие различных специальностей. Это непосредственные исполнители заданий на местах. Чаще всего такие сотрудники заняты физическим трудом;

  • работники инфраструктуры. В зависимости от типа компании это специалисты узкого профиля, которые находятся в непосредственном подчинении управленцев высшего звена и осуществляют социальную деятельность на предприятии (начальник профсоюза, специалисты отдела кадров и так далее). Несмотря на то, что эта группа практически никогда не участвует в непосредственных рабочих процессах, они поддерживают социальные стандарты и корпоративную этику организации.

Правильно организованная структура компании и подготовка кадрового резерва гарантирует стабильную работу и развитие предприятия вне зависимости от сферы ведения бизнеса.

Основные характеристики успешно развивающейся компании

Существует несколько ключевых критериев, которые необходимы современному предприятию для успешного осуществления своей деятельности:

  • полный штат сотрудников;

  • необходимый уровень квалификации персонала в зависимости от занимаемых должностей и профессии;

  • правильная структура компании для эффективного управления персоналом;

  • быстрое пополнение штата сотрудников на случай увольнения работающих специалистов. В этом аспекте ключевую роль играет подготовка рабочих кадров, улучшение профессиональных навыков и обучение кадрового резерва;

  • непрерывная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Два последних критерия доказывают важнейшую роль обученных специалистов при современном ритме ведения бизнеса.

Важность непрерывного обучения персонала

Обучение кадров – это важный системный и непрерывный процесс, целью которого становится освоение новых технологий и совершенствование профессиональных навыков сотрудника под руководством опытного наставника, тренера или преподавателя.

Почему так важна подготовка и повышение квалификации кадров?

Причин существует много, но наиболее актуальными из них являются следующие:

  • появление новых технологий. Специалист, который вовремя освоил новые методики работы, имеет массу преимуществ перед сотрудником, который не применяет более эффективные технологии;

  • постоянно меняющаяся модель ведения бизнеса, развитие конкуренции между компаниями. Организация, у которой налажена подготовка управленческих кадров и повышение квалификации всего персонала, быстрее приспосабливается к новым методам ведения бизнеса и выигрывает в конкурентной борьбе;

  • подготовка кадров и улучшение профессиональных навыков сотрудников, которые уже работают на фирме, существенно выгоднее по сравнению с процессом набора новых сотрудников. Экономится время на обучение с нуля и переквалификацию, не нужно тратить дополнительные ресурсы.

Грамотный работодатель прекрасно понимает важность обучения и всегда старается проводить различные мероприятия – тренинги, внешние и внутренние семинары, практические и теоретические занятия.

При этом руководитель компании преследует свои цели:

  • организация и подготовка управленческого персонала;

  • обученные сотрудники могут самостоятельно принимать решения на местах в зависимости от ситуации;

  • адаптация сотрудников к различным нововведениям;

  • более гибкая и функциональная структура предприятия, сформированная на базе опытных специалистов;

  • возможность внедрения новых моделей управления, производства и современных технологий.

Главная цель с точки зрения работодателя – это повышение эффективности работы путем формирования коллектива специалистов.

При этом долгосрочные перспективы постоянного обучения очевидны:

  • экономическая составляющая. Обученные сотрудники, которые применяют прогрессивные технологии, работают быстрее, вероятность сбоев в производственных процессах и появление брака существенно снижается, экономятся ресурсы;

  • моральный аспект. Психологами доказано, что в дружном сложившемся коллективе сотрудник работает с удовольствием, что положительно влияет на общую атмосферу в организации;

  • повышается престиж фирмы. Если компания на рынке длительное время и у нее отсутствует массовая текучесть кадров (кроме естественного увольнения сотрудников на пенсию, в декрет или по болезни), то формируется положительный имидж организации. Получить работу в такой фирме становится престижным, что выгодно руководителю организации и сотрудникам;

  • максимально высокий КПД работников.

Сотрудники компании, где правильно реализована подготовка и переподготовка кадров, тоже имеют некоторые преимущества от процесса обучения.

В первую очередь это бесплатное получение новых знаний, что как минимум интересно. Второе – это возможность практического применения полученных навыков непосредственно на рабочем месте, чтобы проверить их эффективность или доказать отсутствие таковой. Третье – это самоорганизация и дисциплина.

Процесс обучения предполагает приобретение опыта в планировании и правильную оперативную реакцию на нестандартные ситуации в рамках работы.

Основные разновидности и способы обучения персонала

Система подготовки кадров состоит из трех основных аспектов – базовое обучение, повышение квалификации и переквалификация.

Подготовка резерва кадров – это первоначальный этап, которым занимаются профильные учреждения (старшая школа со специализированным уклоном, профтехучилища и вузы).

От качества и актуальности полученных знаний и практических навыков зависит уровень начальной подготовки молодого специалиста, который пришел на работу в определенную фирму. Обучение резерва кадров – это фундаментальный процесс, важность которого трудно переоценить.

Повышение квалификации преследует цель усовершенствовать знания и практические навыки специалиста в связи с появлением новых технологий в профильной сфере или исходя из требований к занимаемой должности. Такие мероприятия проводятся в специальных профильных учреждениях (ИПК – институт повышения квалификации), которые созданы на базе организации или являются общегосударственными.

Здесь ключевую роль играет профиль, например, подготовка научных кадров проводится в одних учреждениях, а чтобы подготовить управленца определенного ранга, необходимо пройти совершенно другую программу.

Переквалификация – это мероприятия, направленные на обучение сотрудника основам и нюансам новой профессии. Переподготовка может проводиться непосредственно на предприятии (период стажировки) под руководством наставника (мастер, начальник отдела, более опытный сотрудник).

Что же является предметом обучения?

Первый аспект – это знания, которые помогают сотруднику выполнять свои непосредственные обязанности на рабочем месте. Второе – это специальные умения, без которых сотрудник не сможет выполнять свои непосредственные обязанности. Третий предмет обучения – это навыки, которые помогают эффективно использовать полученные знания на практике.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специализированных компаний позволил разработать три основные концепции обучения персонала:

  • специализированное обучение. Суть концепта выражается в подготовке узкопрофильного специалиста, который на профессиональном уровне выполняет ограниченное количество заданий (например системный администратор по локальным сетям);

  • многопрофильная концепция. Этот метод является наиболее выгодным для руководителя, ведь он получает специалиста, который может решать задачи разных направлений и уровней. Такой сотрудник является универсальным и всегда может заменить другого работника или совмещать в одной должности несколько направлений (например кладовщик-товаровед-грузчик);

  • ориентированность на личность. Такой тип обучения развивает различные человеческие качества. Подготовка руководящих кадров, деятелей науки и педагогов осуществляется с обязательным применением методов личностного образования.

На выставке «Электро» одним из важных разделов является вопрос обучения персонала и подготовки профессиональных сотрудников для профильных отраслей.

В международном мероприятии примут участие ведущие специалисты, производители оборудования, научные деятели из различных стран мира.

Выставка ждет своих посетителей на территории ЦВК «Экспоцентр».

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности
Мероприятия по энергосбережению
Энергосбережение в сельском хозяйстве